21 июля 2025 года в Сенате США был опубликован черновик масштабного законопроекта под названием “Ответственный акт о финансовых инновациях 2025 года”. Документ объемом более 380 000 символов описывает новый подход к регулированию цифровых активов, устанавливая понятия, режимы раскрытия информации, правовые статусы и исключения, которые могут коренным образом повлиять на крипторынок США и перезапустить его.
Ключевые положения
1. Новый правовой статус: вспомогательные активы (ancillary assets)
В центре законопроекта — новое определение цифровых активов, выпускаемых в рамках инвестиционного контракта, но не предоставляющих инвестору следующие права:
• долю в компании;
• доход (дивиденды, процент);
• права на ликвидацию;
• участие в интеллектуальной собственности.
Если токен не дает этих прав, он может быть классифицирован как вспомогательный актив и не считаться ценной бумагой.
2. Процедура самосертификации
Проект может самостоятельно подать в SEC заявление о самосертификации, доказывающее, что токен не обладает “дисквалифицирующими финансовыми правами”. Если SEC не опровергнет это в течение 60 дней, токен получает автоматическое освобождение от регулирования как ценная бумага.
SEC может выступить с возражением, но только через публичное уведомление, слушание и голосование, при наличии “убедительных доказательств” обратного.
3. Полугодовые требования к раскрытию информации
Даже если токен признан вспомогательным активом, если он выпускался проектом на сумму свыше $5 млн или торгуется на публичных рынках с объемом свыше $5 млн в день, проект обязан каждые 6 месяцев публиковать подробную информацию:
• структура собственности, команда и опыт;
• юридические риски;
• движение токенов между аффилированными лицами;
• описание продукта, технологии и сети;
• рыночная информация: ликвидность, цены, конкуренты;
• планы по дальнейшему развитию;
• финансовая устойчивость.
Это делает режим скорее информационно-публичным, чем регистрационно-запретительным.
4. Regulation DA: режим облегченного размещения
Новый режим позволяет выпускать токены без полной регистрации в SEC, при соблюдении ряда условий:
• сбор не более $75 млн в год;
• публикация предварительных раскрытий за 30 дней до начала размещения;
• обязательное уведомление SEC;
• наличие сайта, email-адреса и белой бумаги (whitepaper);
• запрет на участие компаний без бизнес-плана или с “чистыми” холдинговыми структурами.
Важно: даже в рамках этого режима действует защита от введения в заблуждение и манипуляций. Однако раскрытия не считаются полноценным проспектом эмиссии.
5. Ограничения для инсайдеров
Вводятся ограничения на продажу токенов аффилированными лицами (основатели, члены совета, владельцы 5%+), пока сеть не станет “достаточно децентрализованной”. До получения такого статуса:
• нельзя продать более 15% токенов, полученных от проекта, за 90 дней;
• нужно держать токены минимум 12 месяцев;
• необходимо отчитываться о продаже в SEC.
После децентрализации (по заявлению и возможной проверке SEC), ограничения ослабляются, но сохраняются требования по публичности.
6. Уточнение понятия инвестиционного контракта
SEC обязана в течение 2 лет разработать четкие критерии понятия “инвестиционный контракт”, включая:
• вложение средств;
• наличие обещаний со стороны эмитента;
• зависимость от постпродажных усилий команды;
• отсутствие необходимости в “общности интересов”.
Это ограничивает возможность произвольного толкования термина SEC на практике.
7. Защита разработчиков и self-custody
• Разработчики, не контролирующие сеть, не считаются участниками денежных переводов и не подпадают под соответствующее регулирование.
• Пользователи имеют полное право на самостоятельное хранение: использование личных кошельков не может быть ограничено властями, если речь идет о законной деятельности.
8. Международное сотрудничество и песочница (sandbox)
Документ также:
• вводит возможность международных регуляторных песочник;
• требует учета инноваций при всех правках законодательства;
• допускает применение децентрализованных решений для автоматизации отчетности (on-chain audit, proof-of-reserves и т.д.).
Почему это важно?
Это первый на федеральном уровне законопроект, который:
• признает различие между инфраструктурными и инвестиционными токенами;
• предлагает процедуру выхода из статуса ценной бумаги;
• устанавливает ясные требования и границы ответственности;
• вводит стимулы к децентрализации и снижает барьеры для разработки инфраструктуры с открытым исходным кодом.
Для многих криптопроектов это шанс “выйти из серой зоны” без угрозы уголовного преследования и при этом не превращаться в публичную компанию в духе IPO.
Однако SEC сохраняет за собой право отказа, а режим раскрытия информации остается непростым — он требует высокой прозрачности, дисциплины и юридической подготовки.